Разговор с Ольгой Ивановой о коучинге в бизнес-процессах

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Ольга, Вы успешно занимаетесь коучингом уже несколько лет. И нам интересно поговорить об этом. Особенно о том, чем коучинговые практики могут быть полезны айтишникам.

Не могли бы Вы привести примеры успешного внедрения коучинга в бизнес-процесс?

Коучинг для меня в целом – это повышение эффективности: и людей, и процессов, потому что позволяет более осознанно ставить цели, находить мотивацию, видеть ограничения и понимать, как устранять “узкие места”. Не зря в том же Google тимлид в первую очередь должен быть коучем для своей команды, знать сильные стороны своих людей, помогать им развивать карьеру, вдохновлять команду. И уж только потом быть техническим экспертом. Технические скилы тимлида там находятся на восьмом, последнем месте.

Если говорить о прикладных примерах, возьмем проведение собеседований. Коучинг базируется на активном слушании и  установлении контакта с человеком. Поэтому, используя это умение, вы получаете возможность в считанные минуты расположить кандидата к открытому диалогу, когда он проявит себя максимально полно. А задавая сильные вопросы (еще один навык, присущий коучу) проведете не поверхностное, а глубинное интервью, узнаете, чем человек действительно “дышит”, где припрятаны “грабли” и не озвученные ресурсы.

Большой потенциал есть в коучинговых технологиях и в том случае, когда нужно оптимизировать процессы и даже выбраться из тупиковой ситуации. Зная, как преодолеть эффект Шлагбаума (еще одна коучинговая “штучка”), тимлиды могут помочь своей команде выйти за пределы очевидных, но не самых лучших вариантов, и увидеть более результативные решения.

 

Кто должен быть инициатором внедрения коучинга в бизнес-процессы компании — HR-менеджер или директор? И кто подает эту инициативу на самом деле?

Нет особой разницы, кто будет инициатором. Даже знаю случай, когда таким человеком стал крупный клиент компании. Он часто делился статьями, ссылками на полезные вебинары с ПМ-ом своей команды. В результате они внедрили несколько коучинговых инструментов по развитию людей, среди которых были и эффективные 1х1 митинги.

В вопросе внедрения любых методологий важнее, скорее, чтобы люди были на одной волне, понимали, что они делают и для чего. Все остальное — дело техники.

 

Скажите, можно ли применять коучинговые практики для работы с клиентом и, если да, чем они отличаются от консалтингового похода?

Давайте опишу разницу (несколько утрировано, конечно) между консалтингом и коучингом. Скажем так: суть консалтинга дать клиенту готовые рабочие решения. Но у каждой компании есть своя история развития, культура, ценности, подходы, видение целей и ресурсов, которые не всегда очевидны для внешнего специалиста. Поэтому не все “коробочные” решения уместны, а иногда и откровенно вредны.
Задавая коучинговые вопросы, мы позволяем клиенту самому найти именно те идеи, которые учитывают особенности его компании или команды. Поэтому будут наиболее адаптивны для внедрения. Благодаря чему мы способствуем поиску лучших решений, которые принесут клиенту максимальную пользу.

 

Сейчас много различных технологий постановки целей. Ольга, Ваше видение: что такое цели и как правильно с ними работать?

О целях не сказал, наверно, только ленивый :). Но одно дело говорить, а другое дело – определять их и двигаться к ним. Чтобы не вдаваться в уже всем известные истины, выделю несколько самых важных моментов, которые отмечаю в работе с компаниями и клиентами.

Во-первых, как бы ни парадоксально это ни звучало, люди редко спрашивают себя о том, как они поймут, что достигли цели. А ведь если этого не сделать, не зафиксировать “точку Б”, то можно попасть в ловушку, когда вы бесконечно куда-то идете, но все никак не дойдете до пункта назначения. Отсюда обесценивание сделанного, снижение, а иногда и потеря мотивации, усталость и неверие в свои силы и т.д.

Во-вторых, чтобы цели действительно работали, хорошо делать более глубокий анализ ваших устремлений. Мне нравится исследовать, почему людям действительно важно то, к чему они стремятся — об этом и спрашиваю на коуч-сессиях. Но и это еще не гарантирует «правды», потому что в ответ можете услышать достаточно ожидаемые, социально одобряемые ответы.

А взгляните на свою цель под другим углом и проанализируйте, чего вы на самом деле хотите, когда хотите «это».  Например, нацелились пробежать марафон. Проясните свои глубинные желания. И можете обнаружить, что марафон вам нужен для того, чтобы оторваться от кресла и почувствовать себя снова в движении. Или чтобы приобщиться к кругу людей, которых отличает здоровое отношение к жизни. Возможно, чтобы они своими успехами «подгоняли» вас.

Еще одна гипотеза — вами движут амбиции, когда важно выделиться, проявить себя. Что может стоять за этим? Потребность в уважении и признании. Выходит, и не марафон вовсе вам необходим, а уважение и признание окружающих. Марафон же – один из видимых вами способов, как добиться желаемого. Как вариант — хорошо. Но иногда полезно спросить себя: «Как ЕЩЕ я могу получить то, что для меня так важно?» Найдите несколько дополнительных опций, и ваш выбор может стать более удачным.

Хотя, можно и без целей. Почему бы и нет? Одна из стратегий – плыть по течению. Но вот куда тебя занесет и как оттуда ты будешь выбираться… Я сторонник, чтобы каждый выбирал по себе.

Что касается меня — как человек проактивный, цели ценю и работаю с ними. Но фокусирую свое внимание и на процесс. 50/50. Достижение цели мимолетно. А вот идем к ней мы месяцами, иногда годами. Потому-то так важно, каков наш путь, кто наш напарник и в каком состоянии мы сами.

Ольга, спасибо. Очень ждем Ваш доклад на конференции.

 

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.