Вера Шацкая поделилась секретами своей работы бизнес-тренером

Вера, Ваш многолетний опыт работы бизнес-тренером привлекает внимание. Нам интересно узнать об этом направлении, как в целом, так и чем оно полезено для айтишников. 

Вера, как Вы стали бизнес-тренером?

Работая в отделе продаж когда-то очень давно, меня заинтересовала тема, как больше продавать. И вот с того момента, я начала много читать, ходить на тренинги… А потом поняла, что это целое направление, в котором есть много возможностей для развития и самореализации… И тогда я начала искать целенаправленно работу в тренинговой компании… И нашла! Правда, сначала меня взяли на должность всего лишь менеджера по продажам тренинговых услуг Около года я совмещала две позиции – продавала и обучалась тренерству, а затем, наконец, я смогла выйти на рынок как бизнес-тренер! От продаж отказаться я не смогла, стала руководителем отдела, что только помогало мне развиваться как тренеру…

 

Вы часто проводите тренинги для айтишников, говорят, мы отличаемся от профессионалов из других отраслей, это действительно так?

Я чаще слышу, как сами айтишники это и говорят о себе А если серьезно, я обожаю работать именно с ИТ компаниями. Для меня это про интеллект, осознанное желание развиваться, нестандартное мышление, желание докопаться до сути, уникальное чувство юмора.

Конечно же, нужно понимать, как и через что найти подход к айтишникам во время тренинга или воркшопа, и тут есть некоторые особенности и фишки, которые я учитываю обязательно!

 

Что, в основном, «болит» у айтишников? Какие вопросы наиболее актуальны для рассмотрения на Ваших мастер-классах?

В последнее время наиболее актуальны темы по развитию навыков пипл менеджмента, лидерства, управления командой, управления изменениями. Многие компании уделяют особое внимание развитию компетенций в области клиентоориентированной коммуникации с заказчиком, навыков ведения переговоров. Не бывает двух одинаковых компаний, так же как и двух одинаковых групп участников – у каждого свои индивидуальные ожидания и наболевшие вопросы в рамках той или иной темы. Моя задача – создать такие условия, чтобы максимально полно ответить на все вопросы и найти качественные решения.

 

В чем смысл тренингов, мастер-классов? Что делает их эффективными?

Глубокий вопрос для меня, коротко и не ответишь… Однозначно, для меня всегда важен результат – до тренинга мне особенно необходимо понять, чего же хочет мой клиент и чего хотят мои участники, чтобы затем на тренинге двигаться к достижению поставленных задач! Также мне важно, чтобы участники получали пользу и ценность на всех уровнях – осознания, понимания, процесса научения, анализа и выводов…

Бывает очень непросто за короткий промежуток времени осваивать с участниками большое количество информации и отрабатывать все на практике. Поэтому каждый раз я обдумываю, какие практические задания, упражнения, кейсы можно предложить участникам, чтобы по максимуму вытянуть пользу из обучения. Это также касается и форматов обучения – в рамках модульных программ развития, я часто использую формат коротких воркшопов (фоллоу апов) между тренингами, добавляю бизнес-симуляции, индивидуальную работу по самообучению.

 

Какими руководствуетесь принципами в работе?

Я всегда называла и буду называть себя прагматичным и развивающимся тренером – мне важно всегда находится в ногу со временем, быть в контексте и делиться практичными инструментами. «Лирические речи» на любую тему – это не моя сильная сторона Я больше про ценность, понимание смыслов, конкретику, бизнес-кейсы, экшн планы. И я максимально придерживаюсь этих принципов в своей работе.

Если говорить про ИТ индустрию и проекты по развитию, мне уже давно стало недостаточно общее понимание специфики. Вот уже несколько лет я все глубже и глубже погружаюсь в ИТ – участвую в реальных проектах, посещаю ИТ конференции в качестве участника и хожу на доклады не только по софт скиллс, а больше, наоборот, на воркшопы и доклады по SAFe, Estimation Process, Specification by Example и т.п., встречаюсь с участниками тренингов за кофе и внимательно впитываю их опыт, много читаю и смотрю видео…

 

В каком состоянии, на ваш взгляд, находится сегодня рынок услуг бизнес-тренеров?

В хаотичном и непонятном! Однозначно! Как для самих бизнес-тренеров, так и для клиентов Бизнес-тренеров очень-очень много на сегодня! Профессия стала популярной и это влияет на рынок – как на уровне разного качества услуг, так и на уровне разной ценовой политики. Я последние несколько лет даже и не успеваю отслеживать новые имена, так как их огромное количество. Я стараюсь поддерживать отношения с теми бизнес-тренерами, кого считаю профессионалами по результатам реализованных проектов! В последнее время мне очень нравится реализовывать совместные проекты с коллегами по рынку. Для ИТ отрасли я сейчас вынашиваю идею начать реализовывать проекты совместно с ИТ экспертами, которые не являются бизнес-тренерами, при этом хотели бы развиваться в этом направлении.

 

У вас существует определенный «портфель» тренингов. Какие из них сейчас наиболее востребованы?

Мой подход к работе – через продажу решений под определенные бизнес-задачи, а не продажу разных тренингов. Исходя из задач, которые мне ставят, я формирую программу обучения, подбираю инструменты, разрабатываю активности и т.п. Среди задач, которые чаще всего сейчас мне ставят – это развитие лидерства у тим лидов, проджектов, увеличение фокуса внимания на пипл и тим менеджмент, повышение важности мотивации, вовлеченности и развития людей в команде, изменение отношения к изменениям и усиление клиентоориентированного мышления.

 

Результативность и эффективность: в чем отличие?

Я придерживаюсь в этом вопросе определениями, взятыми из стандартов ISO. Все просто и понятно! Результативность – это  насколько мы достигли запланированных результатов. То есть, чем точнее достигается поставленная цель, тем лучше результативность. А эффективность — это соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов, т.е. какой ценой мы достигли результатов и насколько это нас устраивает исходя из наших вводных?  Таким образом, чтобы измерять результативность, нужно иметь четко определенные цели и планы. Без этого у нас не будет точки отсчета для оценки результативности. Для измерения эффективности какого-либо процесса нужно уметь определять затраты на выполнение этого процесса.

 

Какую основную мысль Вы бы хотели представить на конференции?

Основная моя мысль, что быть клиентоориентированным это важно и легко, если есть желание! Нужно просто понимать, чего хотят клиенты от нас и как за счет правильной коммуникации и взаимодействия удовлетворить их ожидания.

 

Как Вы думаете, что ждет IT в Украине в 2017 году?

Все только хорошее!!! А если серьезно, ИТ развивается с колоссальной скоростью и это требует многих челенджей в изменениях к подходам к работе, в совершенствовании себя и освоения новых знаний и навыков. В 2017 году, на мой взгляд, многие компании начнут еще больше внимания уделять более системному и качественному развитию своих сотрудников, чтобы усиливать свои конкурентные преимущества на рынке и уметь предоставлять дополнительную ценность свои клиентам.